Бог и человек. Церковь и церковники. Зазеркалье Бытия
| |
Идущий | Дата: Пятница, 09.01.2015, 11:03 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2115
Статус: Offline
| Открываю эту тему в разделе "Непознанное...", потому что нет никого и ничего в нашей жизни более непознанного, сокрытого, окутанного всевозможными домыслами и легендами, чем Бог и Бытие.
|
|
| |
Селена | Дата: Пятница, 09.01.2015, 11:15 | Сообщение # 2 |
Группа: Друзья
Сообщений: 572
Статус: Offline
| Здравствуйте, Идущий. Это такие глобальные вопросы. Мне даже и сказать нечего, кроме как высказать свое отношение к религии.
|
|
| |
Идущий | Дата: Пятница, 09.01.2015, 11:23 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2115
Статус: Offline
| Доброе утро, Селена. Вопросы, конечно, не простые. Но рассматривать мы их будем на простом, доступном каждому уровне и на основании, пусть не всем, но все же известного, поэтому ничего страшного в них нет.
Вопрос первый: любовь к Богу.
Сегодня многие христиане празднуют Рождество. Сейчас модно соблюдать пост, ходить в церковь, стоять на службе и славить Бога. Чрезвычайно модно повторять на все лады, словно мантру, "Бог есть любовь". А что есть любовь к Богу? Жертвоприношения, благовония, коленопреклонения... какой смысл в этой материальной дребедени, к тому же противоречащей основам божьих заповедей или нарушающих их.
Любовь к Богу, почитание Бога -- это почитание ЕГО ЗАКОНОВ путем их исполнения. Всё остальное -- суета сует.
|
|
| |
Селена | Дата: Пятница, 09.01.2015, 11:52 | Сообщение # 4 |
Группа: Друзья
Сообщений: 572
Статус: Offline
| Цитата Идущий ( ) Жертвоприношения, благовония, коленопреклонения... какой смысл в этой материальной дребедени, к тому же противоречащей основам божьих заповедей или нарушающих их. Пыталась найти цитату из Библии в Интернете, но что-то не получилось быстро, поэтому своими словами. По поводу жертвоприношений как-то Бог сказал: "пью ли я кровь агнцов и ем ли я плоть козлов?" Добрые дела ваши -- вот что мне нужно. С тех пор прошли тысячелетия, а жертвоприношения до сих пор совершаются. И я читала, что даже человеческие в некоторых культах и сектах. Но это психически больные люди. Или одержимые.
|
|
| |
Наталия_Л | Дата: Пятница, 09.01.2015, 11:52 | Сообщение # 5 |
Группа: Друзья
Сообщений: 189
Статус: Offline
| Цитата Жертвоприношения, благовония, коленопреклонения... какой смысл в этой материальной дребедени, к тому же противоречащей основам божьих заповедей или нарушающих их.
Задумалась над Вашим сообщением, уважаемый Идущий! И раз сейчас у нас такой праздник – Христос родился! – будет не лишнее сказать несколько слов по теме, которую Вы затронули, - о Церкви и церковности.
Я всегда воспринимала церковь, наверное, так же как и Вы - не более как памятник культуры и архитектуры, с никому не нужными формальными обрядами, вводящими в заблуждение прихожан, уводящими их от истинного понимания Бога. В некотором роде это так и есть. Но вот однажды мне на глаза попалась статья русского православного священника Павла Флоренского, которая заставила меня несколько по-иному взглянуть на этот вопрос. Он говорил о том, что сейчас (а говорил он об этом сто лет назад) принято ругать или осуждать церковь; но вот теперь подумайте - кто как не священники в самые тяжелые, страдальческие, горестные для нас минуты жизни находят нужные слова утешения, куда как не в церковь может прийти человек за помощью, советом, куда он понесет свои крики и стоны, слезы скорби и мольбы?
Флоренский писал о том, что оценить духовные сокровища Церкви можно только опираясь на непосредственный живой религиозный опыт - как единственный способ познания: «Подвижники церковные живы для живых и мертвы для мертвых. Для потемневшей души лики угодников темнеют, для параличной – тела их застывают в жуткой неподвижности. Но ясные очи по-прежнему видят лики угодников сияющими, «как лицо ангела». Для очищенного сердца они по-старому приветливы; как встарь вопиют и взывают к имеющим уши слышать. Я спрашиваю себя: почему чистая непосредственность народа невольно тянется к этим праведникам? Почему у них находит себе народ и утешение в немой скорби, и радость прощения, и красоту небесного празднества? Не обольщаюсь я. Знаю твердо, что зажег я себе не более, как лучинку или копеечную свечечку желтого воску. Но и это, дрожащее в непривычных руках, пламешко мириадами отблесков заискрилось в сокровищнице св. Церкви. Что́ такое церковность? – Это – новая жизнь в Духе. Каков же критерий правильности этой жизни? – Красота» (П.А. Флоренский. Столп и утверждение истины).
Так, может быть, людям все-таки нужна Церковь? Пусть они даже, в своем неведении, «поливают святые образа луковой похлебкой» (по выражению Н.Рериха). Впрочем, человек, как обычно, умудрился испортить неплохую, изначально, идею. Дело, наверное, в том, что наши священники, те, кто, по сути, собственным примером должны наставлять нас на путь истинный, в своем большинстве так же невежественны, как и их паства. Вот и получается, что «слепые ведут слепых». И вместо того чтобы вести доверительные беседы со страждущими о Боге, с целью подвигнуть их к переживанию собственного духовного опыта, они превратили Церковь в тривиальное коммерческое предприятие. Помнится, еще две тысячи лет назад Иисус выгонял торгашей из Храма! И, наверное, мало кто из нынешних священнослужителей мог бы так искренне и волнующе сказать:
Истины нет у меня, но идея о ней жжет меня.
П. Флоренский
_______________________
Для справки. Па́вел Алекса́ндрович Флоре́нский (1882 – 1937) — русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, поэт. 25 ноября 1937 года особой тройкой НКВД Ленинградской области приговорён к высшей мере наказания и расстрелян. Похоронен в общей могиле расстрелянных НКВД под Ленинградом.
Сообщение отредактировал Наталия_Л - Четверг, 08.01.2015, 19:21 |
|
| |
okato | Дата: Пятница, 09.01.2015, 11:52 | Сообщение # 6 |
Группа: Друзья
Сообщений: 358
Статус: Offline
| Недавно смотрела неплохой фильм "Дух времени" (первую часть). Там в начале как раз говорится о религии и ее влиянии на людей. Про то, что религия - грандиозный обман, средство манипулирования массами. Очень понравился фильм, созвучен моим мыслям. Как ни странно, создатели фильма - американцы
|
|
| |
Идущий | Дата: Пятница, 09.01.2015, 15:27 | Сообщение # 7 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2115
Статус: Offline
| Цитата okato ( ) религия - грандиозный обман, средство манипулирования массами К этому можно еще добавить: ОБОГАЩЕНИЯ. Причем так было во все века, даже во времена ап.Павла, как знаем из его посланий Церквям и увещеваний священнослужителей.
И всё же, с утверждением "грандиозный обман", говоря о Христианстве, согласиться могу только частично.
Потому что в части "верьте в меня и сядете одесную Отца моего", то есть попадете прямиком в Царство Небесное, -- это действительно, "грандиозный обман".
Но в части нравственных установок (не буду перечислять заповеди) и стремления к духовному совершенству, в результате которого "будете сынами Отца вашего Небесного" (Мф 5, 38-48) всё же -- правда.
Почему, правда? Потому что эти нравственный установки, повторенные многократно в разные века, в разных концах света, разными людьми и в разной форме, полученные, как знаем из древних источников, при паранормальном контакте и переданные людям "ченнелингерами" того времени, в своей уставной части учили человека одному и тому же: быть лучше, добрее, всеми силами бороться со злом в себе. Цитат из Великих на эту тему предостаточно, в том числе на нашем форуме, поэтому не думаю, что их нужно повторять.
А фильм постараюсь посмотреть, чтобы говорить предметно.
|
|
| |
Идущий | Дата: Пятница, 09.01.2015, 15:54 | Сообщение # 8 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 2115
Статус: Offline
| Цитата Наталия_Л ( ) с целью подвигнуть их к переживанию собственного духовного опыта, Что имеется в виду под "переживанием собственного духовного опыта"? Если то, что называется эзотериками паранормальный контакт, а в Церкви одержимость, то Церковь абсолютно бессильна как-либо помочь при этом, о чем есть множество свидетельств и в прошлом, и в настоящем времени. А всё остальное, при всем моем уважении к Флоренскому, только слова. Кому и в чем помогла Церковь?
Вера, допускаю, может помочь, поскольку способна сотворить немыслимое, но это сила духа самого человека и только.
А если при этом вспомнить слова Иисуса, что лучше молиться дома "втайне", то есть практически о бесполезности хождения в храм, то вообще получается, что Церковь не нужна как таковая.
|
|
| |
_Усатый | Дата: Пятница, 09.01.2015, 16:09 | Сообщение # 9 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 234
Статус: Offline
| Здравствуй, форум. ) Открыли все-таки темку. Хорошо. )
Цитата Идущий ( ) получается, что Церковь не нужна как таковая. Можно еще вспомнить "богослужителей", освящающих однополые браки, извращенцев-педофилов и т.д. И получится, что современная церковь по сути является антагонистом Бога и богоборческой, а не "домом Бога", где продвигаются его идеи, как когда-то задумывалось ее организаторами и учредителями. Я думаю, что большинство людей туда ходит "на всякий случай", а вдруг и на самом деле Бог поможет, если поставлю десяток свечек и в ножки поклонюсь. ))
|
|
| |
ALEX | Дата: Пятница, 09.01.2015, 17:22 | Сообщение # 10 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 2373
Статус: Offline
| Привет. На мой взгляд, вообще нет смысла говорить о церковниках. Они такие же люди, как и все остальные. Следовательно, у них такие же проблемы с психикой/сознанием/пороками, как и у всех остальных.
Цитата _Усатый ( ) вспомнить "богослужителей", освящающих однополые браки, извращенцев-педофилов Как многократно доказано самой Жизнью, зло в целом и любая его разновидность/штамм заразны. И находясь в злоопасной в среде, можно сказать, в очаге эпидемии сексуальных извращений — по общепризнанному мнению психиатров, психических заболеваний — человек в большинстве случаев подхватывает болезнь. Например, в Японии мужики чуть ли не сплошь и рядом торчат на нюханьи несвежих женских трусов и платят за них немалые деньги, причем бизнес этот процветает, и всё больше мужчин становятся "нюхачами".
Что это, как не психическое заболевание, причем заразное, что и требовалось доказать? Ибо разве нормальный человек будет покупать грязные трусы, причем часто приставая с просьбой продать их прямо на улице, с единственной целью: понюхать?
Закон для всех един, попав в среду извращенцев — не имеет значение каких, трудоголизм тоже извращение — сам становишься извращенцем. И вот это как раз и есть неосознаваемый аспект — Зазеркалье — земного Бытия.
Другое дело, что священнослужители по идее должны иметь к злу более сильный иммунитет, чем все остальные люди, но, как видим, этого нет, и потому имеем то, что имеем: "Слепые поводыри слепых", как и во времена Христа. Однако наш сайт для "зрячих". Пойдет ли зрячий за слепым поводырем? Полагаю, нет.
|
|
| |
Селена | Дата: Пятница, 09.01.2015, 20:30 | Сообщение # 11 |
Группа: Друзья
Сообщений: 572
Статус: Offline
| Цитата Наталия_Л ( ) куда как не в церковь может прийти человек за помощью, советом, куда он понесет свои крики и стоны, слезы скорби и мольбы? Мне после прочтения этих слов почему-то вспомнился Гоголь. У кого только он не просил помощи. Даже в Иерусалим ездил. Да только всё бестолку. А еще Толстой. Поэтому я согласна с Идущим: всё слова.
|
|
| |
_Усатый | Дата: Суббота, 10.01.2015, 13:01 | Сообщение # 12 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 234
Статус: Offline
| Селена, отличную мысль подкинула. Я как-то читал книгу Мережковского о Гоголе (сейчас специально нашел ее в Ин-те для верности). Гоголь очень неоднозначная личность, мягко говоря. У него явно было что-то не в порядке с психикой на почве мнительности (но сейчас думаю, мнительности ли?). Многие современники вообще считали его сумасшедшим.
Несколько цитат (Мережковский. Гоголь, творчество, жизнь, религия. 2ч):
«Он считал себя неизлечимо-больным и готов был советоваться со всеми докторами, хотя по наружности казался свежим и здоровым», — замечает биограф (Шенрок II, 117). «Он удивил меня тем, — рассказывает С. Т. Аксаков, — что начал жаловаться на свои болезни и сказал даже, что болен неизлечимо. Смотря на него изумленными и недоверчивыми глазами, потому что он казался здоровым, я спросил его: „Да чем же вы больны?“ Он отвечал неопределенно и сказал, „что причина болезни его находится в кишках“.
Из Рима пишут осенью 1840 года: „Гоголь ужасно мнителен… Он ничем не был занят, как только своим желудком, а между тем, никто из нас не мог съесть столько макарон, сколько он их отпускал иной раз“. Гоголь вообще любил поесть: бес чревоугодия искушал его до конца жизни. „Он рассказал мне, — пишет поэт Языков из Парижа, — о странностях своей, вероятно мнимой, болезни; также и об особенном устройстве головы своей и неестественности положения желудка. Его будто осматривали и ощупывали в Париже знаменитые врачи и нашли, что желудок его вверх ногами“.
„Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно“, — пишет он матери в девятнадцать лет. И впоследствии, уже в зрелом возрасте, одному из друзей своих: „Души моей никто не может знать“. По словам товарища, жившего с ним несколько времени в Петербурге, „не было человека скрытнее Гоголя… Он был молчалив в высшей степени“.
„Говорить откровенно о себе я никогда никак не мог. В словах моих, равно как и в сочинениях, существовала всегда страшная неточность. Почти всяким откровенным словом своим я производил недоразумение и всякий раз раскаивался в том, что раскрывал рот… Мне недоставало такта и верной середины в словах“.
„Я слышал сам, что мое душевное состояние до того сделалось странно, что ни одному человеку в мире не мог бы я рассказать его понятно… Клянусь, бывают так трудны положения, что их можно уподобить только положению того человека, который находится в летаргическом сне, который видит сам, как его погребают живого, и не может даже пошевельнуть пальцем и подать знака, что он жив“.
Все более и более погружаясь в одиночество, он молчал, пока был в силах молчать; когда же становилось ему слишком страшно, то уже не говорил, а кричал „благим матом“, звал на помощь, как утопающий...
«Я ни во что теперь не верю и, если встречаю что прекрасное, тотчас же жмурю глаза и стараюсь не глядеть на него. От него несет мне запахом могилы». — «Оно на краткий миг», — шепчет глухо внятный мне голос… Радостью своей мы можем только оскорбить Бога; не такое время, чтобы кому-либо теперь радоваться. Никакой радости, никакой свободы: «Бог хочет нас заставить насильно вспомнить о том, что нужно повести другую жизнь, насильно хочет нас спасти».
«Мне труднее спастись, чем кому другому». «Страшусь, видя ежеминутно, как хожу опасно». — «Обо мне нужно молиться более, чем о всяком другом человеке. Если Бог меня не вразумит… участь моя будет страшнее участи всех прочих людей». «Молитесь, молитесь обо мне все!» — это однообразный неумолкаемый вопль его в течение многих лет. ---- В один из своих "припадков" Гоголь сжег 2 том "Мертвых душ".
"Наутро он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа. Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти..."
Хотя за несколько недель до смерти Григорий Данилевский нашел его цветущим, полным сил и здоровья.
P.S. Я решил попридержать лошадей с цитатами,)) потому что всю книгу нужно будет перенести, столько в ней интересного и сейчас читаемого для меня по-новому.
Вопрос коротко: одержимость?
Сообщение отредактировал _Усатый - Суббота, 10.01.2015, 13:16 |
|
| |
Селена | Дата: Суббота, 10.01.2015, 14:25 | Сообщение # 13 |
Группа: Друзья
Сообщений: 572
Статус: Offline
| Всем, здравствуйте. ) Усатый, очень интересно! Даже захотелось прочитать книгу. ) Ты такую огромную работу проделал. Спасибо. О его "нездоровом мистицизме" нам еще преподаватель говорил при разборе творчества Гоголя. А его замкнутость, холодность и молчаливость порой доходила до абсурда. Из биографии помню, что за это на него очень обижались близкие -- мама и сестры, когда после многолетнего отсутствия он приехал домой и вел себя абсолютно отстранено.
А может Гоголь так замкнут, потому что у него был Невидимый Собеседник? Но разве о таком расскажешь? А если и попытаешься, получится то, о чем сам Гоголь пишет в цитате выше. При таком взгляде на его жизнь все "странности" и поведение Н.В. становятся объяснимыми. Я так думаю.
Сообщение отредактировал Селена - Суббота, 10.01.2015, 14:34 |
|
| |
_Усатый | Дата: Суббота, 10.01.2015, 14:45 | Сообщение # 14 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 234
Статус: Offline
| Спасибо, Луноликая. ) Вот еще цитата. Мне кажется, в ней ответ на мой вопрос об одержимости Гоголя. В книгах он, видимо, рассказывал то, чем не мог поделиться даже с самыми близкими людьми.
"В духовном завещании Гоголя сказано: «Я бы хотел, чтобы по смерти выстроен был храм, в котором бы производились поминки по грешной душе… Я бы хотел, чтобы тело мое было погребено если не в церкви, то в ограде церковной и чтобы панихиды по мне не прекращались».
Это напоминает колдуна в «Страшной мести»: «Не мог бы ни один человек в свете рассказать, что было в душе у колдуна; а если бы он заглянул и увидал, что там деялось, то уже не досыпал бы ночей и не засмеялся б ни разу». Перед смертью колдун бежал в Киев ко святым местам, в пещеру схимника.
— Отец, молись! молись! — закричал он отчаянно, — молись о погибшей душе! — и грянулся на землю.
Святой схимник перекрестился, достал книгу, развернул и в ужасе отступил назад и выронил книгу.
— Нет, неслыханный грешник! нет тебе помилований беги отсюда! не могу молиться о тебе!
— Нет? — закричал как безумный грешник.
— Гляди: святые буквы в книге налились кровью… Еще никогда в мире не было такого грешника!
— Отец, ты смеешься надо мною!
— Иди, окаянный грешник! Не смеюсь я над тобою. Боязнь овладевает мною. Не добро быть человеку с тобою вместе!
В этом видении как будто предсказана судьба Гоголя; колдун и схимник — это сам Гоголь и его духовник, отец Матфей Ржевский." (Мережковский)
|
|
| |
ALEX | Дата: Суббота, 10.01.2015, 15:00 | Сообщение # 15 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 2373
Статус: Offline
| Привет, други. Усатый, Селена, спасибо. Иду читать Гоголя в оригинале.
|
|
| |
diserel | Дата: Суббота, 10.01.2015, 21:36 | Сообщение # 16 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 3213
Статус: Offline
| Прочитала. Интересная тема. Пока ничего не могу сказать по сути. Я так далека от всего этого, что прямо и не знаю.
|
|
| |
Селена | Дата: Воскресенье, 11.01.2015, 11:49 | Сообщение # 17 |
Группа: Друзья
Сообщений: 572
Статус: Offline
| Цитата _Усатый ( ) В этом видении как будто предсказана судьба Гоголя; колдун и схимник — это сам Гоголь и его духовник, отец Матфей Ржевский." (Мережковский) Всем, доброе утро. ) А как понимать слова Мережковского "в этом видении"? Есть ли еще воспоминания кого-нибудь, о видениях Гоголя?
П.С. Уже сама нашла в Интернете. Видения преследовали Гоголя много лет и особенно усилились и участились перед смертью.
Сообщение отредактировал Селена - Воскресенье, 11.01.2015, 12:52 |
|
| |
diserel | Дата: Воскресенье, 11.01.2015, 14:04 | Сообщение # 18 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 3213
Статус: Offline
| Да, Гоголь был своеобразной личностью. И его произведения тоже. Один только " Вий" чего стоит. Если вся эта нечисть преследовала его в реальной жизни, жаль его.
|
|
| |
okato | Дата: Воскресенье, 11.01.2015, 15:33 | Сообщение # 19 |
Группа: Друзья
Сообщений: 358
Статус: Offline
| Довольно интересные параллели у Гоголя с Кафкой. Рассказы Кафки мало кого могут оставить равнодушным Он тоже болел (правда болезни его были не мнимыми), не испытывал особого интереса к светской жизни. Перед смертью просил своего друга сжечь все рукописи (правда друг не послушался и даже опубликовал произведения, благодаря чему Франц стал всемирно известен). Не знаю, слышал ли он голоса, но мне кажется, что человек со здоровой психикой не в состоянии создавать такие образы.
|
|
| |
ALEX | Дата: Воскресенье, 11.01.2015, 17:13 | Сообщение # 20 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 2373
Статус: Offline
| После двухдневного чтива Гоголя и о Гоголе (что-то нужно было просто восстановить в памяти, что-то прочитать полностью) лично у меня нет сомнений в том, что он многие годы был под паранормальным воздействием и в паранормальном контакте. Собственно, о том, что он поражен "прелестью" (синоним одержимости), говорил Гоголю и его духовник.
Особенно тягостное впечатление на меня произвели воспоминания о последних днях Гоголя, однозначно говорящих тем, кто в теме, о сознательном уходе из жизни, суициде посредством отказа от пищи под внешним паранормальным воздействием.
"С той самой ночи, как сжег свои рукописи (по его словам под воздействием злого духа), сделался он еще мрачнее прежнего. Сидел в креслах по целым дням в халате, протянувши ноги на другой стул, перед столом, не пускал к себе почти никого и еще меньше говорил. Замечательны слова, которые он в это время сказал Хомякову: «Надобно же умирать, и я уже готов и умру».
По удостоверению врачей, «никаких важных болезненных симптомов с ним не было». Он только продолжал «поститься», или, вернее, морить себя голодом. Духовник, не о. Матфей, а другой, приходский священник, приходил ежедневно; при нем нарочно подавали кушать саго, чернослив. Священник начинал есть первый и убеждал его есть вместе с ним. Но Гоголь большей частью отказывался. "В воскресенье священник убедил его принять ложку клещевинного масла; он проглотил, но после этого перестал вовсе слушаться его и не принимал уже в последнее время никакой пищи.
Когда гр. Толстой для рассеяния начинал с ним говорить о предметах, весьма близких к нему и которые не могли не занимать его прежде, он возражал с благоговейным изумлением: «Что это вы говорите? можно ли рассуждать об этих вещах, когда я готовлюсь к такой страшной минуте?» Потом молчал и заставлял графа умолкать.
«Во вторник являюсь я, — рассказывает очевидец, — и встречаю гр. Толстого, встревоженного через меру. — „Что Гоголь?“ — „Плохо; лежит. Ступайте к нему. Теперь можно входить“. Я вошел в его комнату; он лежал на широком диване, на боку, с открытыми глазами, отвернувшись к стене; против лица — образ Богоматери, в руках — четки». Лицо его было «спокойно» или, вернее, бесчувственно: «Он смотрел, как человек, для которого все задачи разрешены, всякое чувство замолкло, всякие слова напрасны». ... Когда увидели, что религия не помогает, то обратились за помощью к науке. Врачи собрались для консилиума. Поставлен был вопрос: «Оставить ли больного без пособий, или поступить с ним, как с человеком, не владеющим собою, и не допускать его до умерщвления себя?» Решили: «Да, надобно его кормить насильно». "Пошли осматривать больного; стали его спрашивать. Гоголь или не отвечал, или отвечал коротко: «Нет», — не открывая глаз; наконец, проговорил с напряжением: «Не тревожьте меня, ради Бога»! ... Обращение их было безжалостное: они распоряжались с ним, как с сумасшедшим, кричали перед ним, как перед трупом. Приставали к нему, мяли, ворочали, поливали на голову какой-то едкий спирт, и больной от этого стонал; спрашивали, продолжая поливать: «Что болит, Николай Васильевич? Говорите же!» Но тот стонал и не отвечал. ... Часу в одиннадцатом ночи умирающий Гоголь закричал громко: «Лестницу! поскорее давай лестницу!..» Это были последние слова его..." (Д.Мережковский)
|
|
| |
|
Меню сайта
|